Уральский Федеральный Университет

  • Проектирование

    В мае 2014 года были начаты работы по проектированию веб-приложения «Личный кабинет (ЛК) студента УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина».
    Цитата из Технического задания:
    Назначение и цели создания системы: ЛК является частью портала университета.

    ЛК предназначен для автоматизации процессов предоставления сервисов студентам и слушателям университета:
    • сервисы запроса документов;
    • сервисы информирования о статусе приказов;
    • сервисы индивидуальной траектории студента;
    • сервисы подачи заявок на предоставление ИТ услуг;
    • сервисы просмотра и модификации общедоступной персональной контактной информации;
    • сервисы получения унифицированных информационных сообщений от подразделений университета.

    Нам предстояло спроектировать систему,  позволяющую пятидесяти тысячам студентов университета получать актуальные данные из информационных систем университета и направлять запросы в эти системы для получения необходимых документов.
    Так как ЛК студента предполагается активно развивать, наращивая  количество предоставляемых сервисов, нам нужно было при проектировании заложить возможность быстрой разработки этих сервисов и их встраивания в структуру ЛК.
    Учитывать пришлось и тот факт, что информационная система университета не однородна, и интегрироваться нужно будет со множеством систем.
    В результате был разработан проект ЛК как базового функционала «оболочки», в которую добавляются контроллеры разработанных по определенным правилам сервисов. Таким образом были создана возможность параллельной разработки и внедрения множества котроллеров разными подрядчиками.

    Базовый функционал:
    • модуль ведения каталога сервисов для студентов;
    • модуль конфигурирования сервиса;
    • модуль публикация каталога сервисов;
    • модуль персонализации;
    • модуль импорта/экспорта разработки;
    • модуль публикации веб приложения личного кабинета на портале urfu.ru.
    Планируемые сервисы:
    • просмотр дисциплин учебного плана;
    • получение информации о расписании занятий;
    • получение информации о баллах по промежуточной и текущей аттестации.
    • отправка заявки на дисциплину по выбору.
    • оплата общежития;
    • заявление на поселение;
    • получение информации об ордере на поселение в общежитии.
    • запрос документа «Академическая справка»;
    • запрос документа «Экзаменационный лист»;
    • запрос документа «Справка об обучении».
    • получение информации об оценках за семестр;
    • получение текущей контактной информации о студенте;
    • внесение изменений в контактную информацию о студенте;
    • смена пароля MS Active Directory;
    • предоставление информации о зарегистрированных нарушениях правил внутреннего распорядка.

    После согласования общего Технического задания были разработаны частные Технические задания (ЧТЗ) на базовый функционал и сервисы, уже подробно описывающие функционал и процессы интеграции контроллеров с ИС Университета.

    Это было весело!
    Мы узнали много нового. Выучили новые слова и научились их применять.
    Порой, оказывалось, что написанное в ТЗ еще не истина в последней инстанции, и нужно всё переосмыслить и, соответственно, кое-что переделать.
    Но в плотном контакте с сотрудниками IT-служб Университета мы успешно преодолели эти трудности и разработали всё то, что планировали в первом этапе. И даже почти успели в срок.  
    Хочется сказать спасибо руководителям подразделений УрФУ, в чьей зоне ответственности оказалось создание ЛК. Они почти не мешали нам и сотрудникам IT-служб заниматься проектом. И только иногда мудро направляли нас в нужную сторону. Споров и бесконечных согласований «цвета кнопки» в десяти инстанциях не было.

    В первый этап разработки, кроме базового фунционала ЛК, весьма развитого в части администрирования сервисов, попали три самых важных программных сервиса: балльно-рейтинговая система (БРС), Расписание занятий и Учебные планы.
    Самые большие эмоции вызвала разработка сервиса БРС, проще говоря, сервис вывода оценок и баллов студентов УрФУ за всё время их обучения.
    В то время, когда учились сотрудники «Суммы технологий», с оценками было как-то проще :-)

    И тем не менее мы «въехали» в принцип и сумели наладить процесс получения данных из внешних систем Университета, их хранение и поддержание актуальности, а главное - адекватно и понятно показать их студенту.
    Надеемся, что сделали жизнь студента немного проще.

    После БРС остальные сервисы показались не такими уж сложными.
    На первом этапе мы осуществили интеграцию с пятью различными системами Университета.
    Традиционно серверная часть тоже попала в нашу зону ответственности, и настройку серверного ПО провели мы.
    В общем, по прошествии года с начала проектирования, первый этап был окончен, протестирован, снабжен документацией (инструкциями и руководствами) и введен в эксплуатацию.
    Студенты начали работать с Личным кабинетом:

    Если вы студент УрФУ, вам сюда https://istudent.urfu.ru/

    Отзыв УрФУ о создании личного кабинета студента
    Отзыв УрФУ о создании личного кабинета студента
  • Компания «Сумма технологий», совместно с Аналитическим центром «Эксперт-Урал», провела комплексный аудит сайтов Уральского Федерального Университета (УрФУ).


    Перед нами стояла задача сделать экспертную оценку действующих интернет-ресурсов, их эффективности как инструментов работы с целевыми аудиториями, исследовать тенденции поведения посетителей сайтов.


    В аудите приняли участие практически все подразделения «Суммы технологий» - проектом занимались аналитики и специалисты отделов разработки и продвижения сайтов.


    Ресурсы оценивали по нескольким направлениям. Изучалось содержимое сайтов (в сравнении с сайтами лучших практик зарубежных и российских - федеральных и региональных - вузов): охват целевых аудиторий, информация, сервисы — наличие и эффективность, использование возможностей сайтов для коммуникации с целевыми группами.


    Были проведены экспертная оценка и эвристический анализ удобства использования сайтов (юзабилити). Это позволило оценить соответствие ресурсов особенностям восприятия и потребностям целевой аудитории. А также сравнить сайты УрФУ с интернет-ресурсами других учебных заведений.


    Для экспертной оценки были разработаны условные персонажи – представители разных целевых групп. Им ставились задачи, связанные с использованием сайта – например, найти определенную информацию. В процессе их взаимодействия с сайтом фиксировались проблемы с юзабилити, навигацией, на основании которых и давались рекомендации.

    Эвристическая оценка удобства сайтов проводилась по множеству критериев (эвристик), распределенных на группы. Базовый набор критериев соответствовал тем, которые использует один из международных лидеров usability-тестирования. .


    Эвристический анализ позволил получить количественную оценку юзабилити сайтов, а также провести сравнение с сайтами десяти ведущих вузов.


    В ходе комплексного аудита также были выполнены SEO-анализ сайта и общий технический аудит, проанализированы позиции сайта в рейтингах  Webometrics и мониторинге прозрачности российских вузов для абитуриентов (НИУ ВШЭ).


    SEO-аудит включал оценку посещаемости сайтов, анализ трафика из поисковых систем, оценку видимости (позиций) сайтов по разным группам поисковых запросов (для разных аудиторий), оптимальности ссылочной массы и т.д. Оценивалась также скорость загрузки страниц, индексация поисковыми машинами. В результате были даны рекомендации по оптимизации сайтов для более релевантного отображения поисковыми системами.


    Кроме того, мы составили рейтинг сайтов вузов по посещаемости (с участием сайтов УрФУ и десяти региональных вузов).


    Результатом аудита сайтов УрФУ стали рекомендации, с учетом которых будет создаваться новый - объединенный - портал Уральского федерального университета с интегрированными сайтами институтов и подразделений.