Совсем недавно поисковая строка была главным инструментом нахождения ответов на любые вопросы: пользователь вводил запрос, получал список ссылок, переходил на сайты и находил нужную информацию.
Но сегодня эта модель стремительно меняется.
Теперь пользователи всё чаще обращаются не к традиционному поиску, а к генеративным ИИ-системам: ChatGPT, Gemini, Perplexity, DeepSeek. Эти сервисы не просто выдают ссылки, а формируют готовые ответы, лишая сайты переходов.
Даже в поисковиках (Google SGE, Яндекс с Алисой) пользователи получают развернутые AI-ответы, не кликая на источники. И хотя в AI-ответах даются ссылки на источник информации, переходы по этим ссылкам уже не так вероятны, потому что ответ пользователю де-факто уже дан.
Вот и получается, что в обоих случаях всё больше пользователей уходят от прямых кликов к zero-click answers — ответам без переходов по ссылкам.
Раньше SEO гарантировало видимость бренда при попадании страниц в топ. Позиции привлекали клики, визиты на сайт давали обращения и формировали узнаваемость бренда.
Но теперь ИИ перехватывает этот трафик, выдавая готовые ответы. Особенно страдает трафик по информационным запросам — тем, что помогают пользователю принять решение. Речь о запросах типа:
Такие запросы вели клиента к вашему сайту, знакомили с брендом и увеличивали шансы на продажу. Теперь же те касания пользователя с брендом, которые обеспечивал органический трафик по информационным запросам, могут быть утрачены (скриншоты 1, 2)
И это большая проблема, особенно в бизнесах, где процесс принятия решения покупателем долог, а касаний много, например в недвижимости, медицине, образовании, продаже сложных товаров и услуг в B2B.
Скриншот 1 - Информационный запрос «Какую воду лучше пить утром» в поиске Google. Ответ от «Обзор от ИИ» с указанием источников.
Скриншот 2 – Информационный запрос «Какую воду выбрать для офисного кулера?». Ответ от DeepSeek с указанием проверенных брендов.
А что с коммерческими запросами?
По транзакционным запросам типа:
ИИ в 40% случаев даёт полный ответ с конкретными брендами, сравнением характеристик и контактами компаний. То есть пользователь может обратиться в компанию по телефону, не переходя на сайт, или перейти на сайт по ссылке из чата.
Cкриншот 3 – Транзакционный запрос «Производители бурового оборудования». Отвечает ChatGPT.
Скриншот 4 – Транзакционный запрос «купить буровую установку от производителя». Ответ в поиске с Алисой
Получается, для целей продаж уже сейчас критически важно находиться не только высоко в результатах поиска, но и попадать в генеративную выдачу ИИ.
Если этого не происходит, то компании, не представленные в ИИ-ответах:
Теряют до 80% верхней части воронки трафика.
Вынуждены наращивать бюджет на рекламу, чтобы компенсировать потери трафика.
Уступают рынок более технологичным конкурентам.
Что делать бизнесу, когда поисковый спрос мигрирует из поисковых машин в чаты больших языковых моделей, а в результатах поиска пользователь видит готовые ответы выше ссылок на сайты?
Ответ вполне логичен: адаптироваться и предпринять меры для попадания в ответы ИИ.
Значит, оптимизация под генеративные модели становится критически важной и классическое SEO должно дополняться мероприятиями GEO уже сейчас
SEO не исчезает, но изменяется. Теперь недостаточно просто попасть в топ — нужно стать источником для ИИ.
Ключевое отличие GEO от SEO в том, что в GEO контент в большей степени, чем в SEO, требует экспертности, структурированности и доверия (E-E-A-T)
Пример. Пользователь спрашивает *** Chat: «Что важно знать перед покупкой квартиры в новостройке?»
Если:
— то ИИ возьмёт этот текст и включит его в сгенерированный ответ (возможно с указанием ссылки на источник).
Почти все рекомендации по попаданию в генеративную выдачу — это рекомендации по качественному SEO. Поэтому компании, которые ведут системную работу по охвату поискового спроса, быстрее подстроятся под новые требования, а потери трафика и обращений у них будут минимальными.
Так как получать готовые ответ через ИИ значительно менее трудозатратно, такая модель решения пользователем проблем со временем вытеснит или серьезно потеснит результаты поиска с «голубыми ссылками». А значит, нас ждут:
Таким образом, GEO-оптимизация — это не маркетинг будущего, а необходимый инструмент уже сегодня. И компании, игнорирующие этот тренд, рискуют полностью потерять органический трафик в течение 2–3 лет.
Мы используем файлы cookie, а также сервис веб-аналитики "Яндекс.Метрика" Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку данных. Подробнее здесь |
Я согласен |