GEO (Generative Engine Optimization) — новая область маркетинга. Это оптимизация брендов и контента под генеративные поисковые системы (ChatGPT, Perplexity, Deep Seek и др.), чтобы бизнес упоминался в их ответах.
Искусственный интеллект больше доверяет, условно, «Википедии», чем коммерческим сайтам. Поэтому для повышения авторитетности бренда в глазах ИИ важно получать упоминания бренда на трастовых сайтах: публиковать экпертные материалы на авторитетных площадках рунета, которые алгоритмы считают надежными источниками, таких как VC.ru, Habr, Дзен, Cossa, RB.RU, Яндекс.Кью, Коммерсантъ, РБК, отраслевые СМИ и нишевые тематические сайты, географические порталы.
Чтобы определить авторитетность площадок для размещения (касается тематических и географических ресурсов) с точки зрения ИИ, можно самостоятельно проанализировать несколько факторов:
Вручную задайте в ChatGPT/Gemini запросы по тематике сайта. Если ИИ цитирует материалы с этого ресурса — отлично, действуйте!
Упоминания домена в ответах ИИ-ассистентов на поиске можно проверить в сервисе spywords.ru (требуется авторизация). Упоминания домена в чатах языковых моделей — в сервисе gptfox.io.
Это можно сделать в сервисах Megaindex, Ahrefs или Moz (в Ahrefs и Moz доступ с российских ip ограничен, требуется авторизация). Ahrefs Domain Rating (DR) должен быть не менее 50, число ссылающихся доменов — не менее 300.
А на самом ресурсе проверьте наличие HTTPS, контактов и политики конфиденциальности: всё это должно быть.
Из-за технических ограничений и из соображений безопасности модели дают ответ на основании данных примерно годичной давности. То есть знают мир с отставанием на год. Как это учитывать в GEO?
Зачем мониторить ответы AI-моделей?
Если ведутся работы по генеративной поисковой оптимизации (GEO), необходимо периодически оценивать результаты: несколько раз в месяц проверять, есть ли в ответах моделей по выбранным вопросам упоминание бренда или адреса сайта, телефона, имейла компании.
Проблема в том, что если для мониторинга позиций сайта в органической выдаче создано огромное количество сервисов, то для мониторинга упоминаний бренда в ответах больших языковых моделей сервисов пока мало. Но они уже есть:
Ещё один вариант, актуальный при наличии компетенций программиста, — написать свой простой сервис для мониторинга ответов.
В Яндекс Метрике можно отслеживать переходы с доменов чатов языковых моделей. Для этого нужно создать сегмент с фильтром по рефереру, в который включить домены известных чатов.
А вот отследить переходы из органического поиска по ссылкам из AI-ответов (Яндекс с Алисой и Обзор от ИИ в Google) довольно сложно: в системе статистики сайта они видны как переходы из органического поиска. Возможно, в скором времени в сервисах поисковых машин для вебмастеров появится отдельная статистика по таким переходам.
Если ИИ дает ответ, пользователь не заходит на сайт.
С помощью GEO можно нарастить свое присутствие в ответах AI-систем, но трафик это полностью не вернет.
Что делать помимо GEO:
Мы используем файлы cookie, а также сервис веб-аналитики "Яндекс.Метрика" Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку данных. Подробнее здесь |
Я согласен |